|
Методический материал
Выберите самостоятельно систему обозначений:
Система обозначений |
Расшифровка |
Процентная |
Воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя |
Символическая |
Например:
«Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя;
«?» – неполное достижение;
«» – ребенок достиг запланированного показателя |
Цветовая
(можно использовать
только три основных цвета) |
Например:
· – низкий уровень развития;
· – достаточный;
· – оптимальный;
· – высокий |
Автор-разработчик диагностических карт – О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.
Диагностическая карта
«Художественно-эстетическое развитие: художественное творчество»
(средняя группа)
Показатели художественно-эстетического развития |
Фамилия, имя ребенка |
|
|
|
|
|
I. Восприятие произведений искусства |
Ребенок проявляет:
· эмоциональный отклик на произведения изобразительного творчества, в том числе на иллюстрации к произведениям детской литературы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать, наклеивать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· интерес к разным видам искусства – музыке, театру, живописи, литературе, народному искусству |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способность рассматривать и обследовать предметы (в том числе с применением ручных действий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способность видеть красоту природы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способность воспринимать красоту изделий человеческого труда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Развитие продуктивной деятельности |
Рисование |
У ребенка:
· закрепляется умение правильно держать кисть, карандаш, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуется техника рисования кистью, рисования всем ворсом и концом кисти, освоения техники одноцветного и двухцветного мазка (гуашь) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивается способность создавать новые оттенки (коричневый, оранжевый, светло-зеленый) путем смешивания красок разного цвета, смешивания с белой или черной краской, разбавления водой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· формируется умение рисовать круглые (круг, кольцо, точка), овальные, квадратные, прямоугольные, треугольные формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуется техника рисования простым карандашом и цветными карандашами, фломастерами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· происходит освоение нового изобразительного средства – акварели – и новой техники – рисования по сырому |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развиваются техника работы с цветными карандашами, умение получать более светлый и более темный оттенок путем изменения нажима на карандаш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развиваются приемы закрашивания (штриховки) путем наложения мазков (штрихов) в одном направлении, не выходя за пределы контура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивается умение соблюдать пропорции, соотношение предметов и частей предмета по размеру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуются композиционные умения (расположение предмета, фигуры, сюжетных композиций на листе бумаги с учетом пропорций) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развиваются приемы декоративного рисования, создание декоративных композиций по мотивам дымковских, филимоновских узоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лепка |
У ребенка развивается способность:
· лепить из глины, пластилина, пластической массы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивать освоенные ранее приемы лепки: вытягивание отдельных частей из целого куска, прищипывание, оттягивание, сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· освоить приемы получения полой формы (вдавливание середины шара, куба) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· осваивать и творчески комбинировать приемы использования стеки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппликация |
У ребенка:
· совершенствуются приемы работы с ножницами (разрезание по прямой линии, вырезание длинных и коротких полосок; срезание и закругление углов, вырезания круга из квадрата, овала из прямоугольника) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивается умение составлять аппликацию из готовых элементов и форм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· формируется умение самостоятельного вырезания деталей аппликации и составления общей композиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· формируется навык преобразования готовых форм для использования в аппликации (отрезание квадратов от длинной полоски, деление квадрата на треугольники, круга на части) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развиваются композиционные умения при размещении деталей аппликации на основе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуется навык наклеивания деталей на основу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуется умение создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их декоративными деталями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Художественное конструирование и дизайн |
Ребенок обучается конструированию из бумаги. Осваивает навыки:
· сгибания прямоугольного или квадратного листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· наклеивания на основную форму дополнительных деталей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приобщается к изготовлению поделок из природного материала:
· знакомится с возможностями листьев, шишек, коры, веток, каштанов, желудей, ореховой скорлупы, соломы для создания декоративных фигурок и композиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· учится использовать пластилин и клей для скрепления частей композиции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие показатели художественного творчества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта
«Художественно-эстетическое развитие: музыкальное развитие»
(средняя группа)
Показатели музыкального развития |
Фамилия, имя ребенка |
|
|
|
|
|
I. Слушание музыки |
У ребенка развиваются способности:
· культурного слушания музыки, не отвлекаясь, дослушивая до конца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· различать настроения и характер в музыке (жалобная, сердитая, загадочная, таинственная; спокойная – энергичная, печальная – веселая и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· проявлять эмоциональную отзывчивость на контрастные образы, с постепенным «сужением» контрастности (контраст внутри одного жанра: сравнение двух песен и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· различать в музыке эффекты звукоподражания («как капельки дождя», «пение птицы», «мяуканье кошки» и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· различать отдельные средства выразительности (тихо, громко, медленно, быстро) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· различать звуки по высоте (высокий, низкий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· узнавать звучание некоторых музыкальных инструментов (духовые, струнные, ударные) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Пение |
Ребенок овладевает:
· протяжным, подвижным пением (в пределах ре1–си1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способностью правильно передавать мелодию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· умением брать дыхание между музыкальными фразами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способностью петь выразительно, передавая настроение песни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· пением в хоре, способностью одновременно с другими начинать и заканчивать песню |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· способностью петь с инструментальным сопровождением и без него |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· навыками сопровождения пения игрой на ритмических и мелодических инструментах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Музыкально-ритмические движения |
У ребенка:
· развиваются навыки ритмического движения в соответствии с характером музыки, умение двигаться в умеренном, быстром, умеренно медленном темпе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· совершенствуются танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, подскоки и прыжки на месте, выставление ноги на пятку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· накапливается опыт выполнения движений с предметами (с ленточками, султанчиками и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивается координация, возможность учитывать при движении особенности пространства движения (движение в свободном пространстве зала, в ограниченном пространстве, учитывая движения других детей) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· развивается способность передавать в движении под музыку игровой образ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Игра на детских музыкальных инструментах |
У ребенка развивается:
· способность ощущать музыку, сопровождать песню или движение аккомпанированием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· ритмический слух |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· умение подыгрывать простые мелодии на ложках, погремушках, трещотках, треугольнике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· желание экспериментировать со звучанием инструментов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Музыкальная игра-драматизация |
Ребенок:
· способен эмоционально-образно исполнять музыкально-игровые упражнения (падают листочки, кружатся снежинки и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· умеет использовать мимику и пантомиму для создания убедительного образа (сердитый волк, трусливый зайка, хитрая лиса, храбрый петушок) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· активно участвует в инсценировке песен, в небольших музыкальных спектаклях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие показатели музыкального развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая карта
«Физическое развитие: развитие основных движений»
(средняя группа)
Показатели физического развития |
Фамилия, имя ребенка |
|
|
|
|
|
I. Ходьба |
У ребенка развиваются навыки ходьбы:
· обычной, с согласованными движениями рук и ног |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на носках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на пятках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на наружных сторонах стоп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· широким и мелким шагом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· сводя и разводя носки («медвежонок», «Утенок») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· перекатом с пятки на носок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в полуприседе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с поворотами и заданиями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с перешагиванием через предметы (высотой до 15 см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с выпадами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в колонне по одному, парами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в разных направлениях – по кругу, по прямой с поворотами, по линиям, между линиями, по шнуру |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по гимнастической скамейке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по наклонной доске вверх и вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по ребристой доске |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по естественному ландшафту (снегу, траве, песку и т.п., с подъемами и спусками) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с сохранением заданного темпа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в сочетании с другими видами движения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Бег |
Ребенок осваивает бег:
· обычный, с согласованными движениями рук и ног |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на носках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с высоким поднятием колена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с захлестом голени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· мелким и широким шагом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в колонне по одному |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с изменением темпа (с ускорением, замедлением) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· непрерывный бег 1–1,5 минуты в медленном темпе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· челночный бег 35 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в среднем темпе на 10–60 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· быстрый бег на 30 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по узкой дорожке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· наперегонки, с ловлей и увертыванием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по естественному ландшафту с подъемами и спусками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Прыжки |
Ребенок овладевает разнообразной техникой прыжков на двух ногах:
· на месте (до 20 прыжков) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с поворотом кругом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· ноги вместе – ноги врозь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с продвижением вперед на 2–3 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· через линию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· через невысокие предметы (5 см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с высоты 20 см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на высоту от 15 см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· из обруча в обруч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· с кочки на кочку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в длину с места |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· на одной ноге |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Бросание, ловля, метание |
Ребенок овладевает техниками:
· прокатывания друг другу мячей, обручей, колец сидя и стоя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· прокатывания мяча под предметами (стойка, дуга) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· прокатывания мяча по гимнастической скамейке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· прокатывания мяча по наклонной доске |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· перебрасывания и ловли мяча друг другу (на расстоянии от 1,5 м) от груди, снизу, из-за головы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· перебрасывания мяча двумя и одной руками через препятствия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· отбивания мяча о пол, землю двумя и одной руками (не менее 5 раз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· метания в горизонтальную и вертикальную цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· метания вдаль правой и левой рукой как можно дальше |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Ползание и лазание |
Ребенок учится:
· ползать на четвереньках по прямой 10 м, между предметами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· проползать под препятствиями (высотой до 50 см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· ползать, опираясь на ладони и стопы, на локти и колени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· лазать по гимнастической стенке, лестнице, правильно захватывая перекладину руками, приставным и чередующимся шагом, вверх и вниз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· выполнять висы на гимнастической лестнице (до 3 с) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· выполнять прогибания, стоя спиной к перекладинам гимнастической лестницы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· пролезать в обруч, в несколько обручей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Равновесие |
Ребенок овладевает ходьбой:
· между линиями (расстояние между линиями 10–15 см), не наступая на них |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по линии, веревке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· по доске, гимнастической скамейке, бревну (шириной 10 см, высотой не более 20 см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребенок сохраняет равновесие:
· стоя на носках, руки вверх |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· стоя на одной ноге, руки на поясе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· в кружении в обе стороны, руки на поясе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. Передвижение с техническими средствами |
У ребенка развиты навыки:
· катания на санках (поднимается в гору с санками, самостоятельно скатывается с горы, при необходимости тормозя ногами, катает друга по ровной поверхности, подталкивая сзади или за веревку) |
|
|
|
18 июня 2020 в 09:52
|